Ускорители в Протвино. Ликвидируем безграмотность.

История Протвино неразрывно связана с историей ИФВЭ, а та, в свою очередь, с основным проектом Института – Ускорителем. С ним (точнее с ними, с рабочим и с недостроенным) связано много мифов среди людей, далеких от непосредственной работы в области исследования пучка.. Остатки давнишней секретности предприятия, сфера деятельности его в области таинственной ядерной физики, техническая неграмотность большей части населения дает свои плоды. Попробую простым языком рассказать что и как.

Например, не единожды  приходилось отвечать на осторожные вопросы по поводу радиации в городе. Поспешу уверить скептиков – фон в городе нормальный, а именно – несколько ниже чем средний естественный фон по стране (измерял самолично). Связано это с залегающими вокруг породами. Грубо говоря – песок не фонит, в отличие от гранита и базальтовых пород. Сказать, что ИФВЭ абсолютно не вносит своего вклада в этот фон нельзя, поскольку работы с радиационными материалами там ведутся. Но почувствовать его “из-за забора” невозможно, столь малые объемы используются. При работе действующего ускорителя (несколько раз в году) некий фон вокруг него несомненно наличествует. Но – внутри бетонного бункера, и быстро исчезающий после остановки огромного прибора.

Кстати, сам туннель работающего ускорителя полностью располагается внутри площади, ограниченной забором института. Насыпь над бункером просматривается даже на космических снимках.  Работа его заключается в ускорении магнитным полем элементарных частиц – протонов (ядер водорода), чтобы потом бабахнуть этим пучком в какую-нибудь “мишень”, успеть сфоткать куда и чего при этом отлетит, чтобы потом попытаться предположить какие физические законы заставили запчасти в виде атомов-электронов-протонов-и так далее  двигаться именно таким образом.

Электричества он НЕ вырабатывает. Это же не электростанция. Наоборот, потребляет. И потребляет весьма некисло так. На работу огромных электромагнитов и на приведение в действие системы охлаждения этого всего.

Теперь о “большом кольце”. В эпоху подъема физики атома начали строить 21-километровый кольцевой тоннель сечением как в метро. Даже проходческая установка использовалась таже, что и в при строительстве метрополитена. Прокопали туннель (вообще говоря два параллельных, основной и технический) на глубине от 20 до 60 метров (туннель горизонтальный, глубина разная из-за рельефа местности). В-общем, представьте кольцевую линию метро. Вот те-же размеры, объемы, глубины. Только форма – более похожа на кольцо, повороты гораздо плавнее чем в реальном метро. Организовали несколько шахтных площадок для спуска-подъема в тоннель, попутно соорудили несколько заброшенных недостроев (пожарная часть по пути в Оболенск, площадки криогензавода, основания для электрических подстанций и т.п.). Сейчас тоннель поддерживается в законсервированном состоянии, там есть дежурное освещение, прокачка воздуха, откачка грунтовых вод). Деньги в это подземное сооружение вложены немалые. Нужда в строительстве этого технического чуда отпала в середине-конце 90-х годов, когда Россия подключилась к осуществлению проекта однотипного с УНК ускорителя-коллайдера в Женеве, но в 27-километровом тоннеле.

Сейчас работы худо-бедно возобновиляются. Есть, например, идея разместить в подземном кольцевом тоннеле гигантский аккумулятор в виде сверхпроводящего кольца, который помогал бы поддерживать перегруженную электросеть Московского региона. Ночью накапливает энергию, днем – отдает в сеть.

Проходит большое кольцо только частично под городом, в северной его части. Край кольца находится примерно под дорогой Серпухов-Жуков, далее оно одной частью идет в сторону Калиново, Иваньково, а другой  изгибается под с/т Павловка, примерно вдоль дороги на Оболенск. Типовых коробок шахтных площадок масса. Все они прячутся в лесах за прямоугольным забором, хорошо просматриваются на спутниковых снимках и вид имеют весьма грустный.

Комментарии закрыты